Линии сравнения | КЗОТ РСФСР 1918 г. | КЗОТ РСФСР 1922 г. | КЗОТ РСФСР 1971 г. |
- Порядок приема на работу
| а) привлечение трудящихся к работе совершалось через отделы распределения рабочей силы; б) безработный не имел права отказаться от предлагаемой работы по специальности; в) частные лица, нарушившие порядок предоставления работы, подвергались наказанию в виде штрафа не менее 300 рублей или лишения свободы не менее одной недели. | Предоставление работы гражданам осуществляется через органы наркомтруда. Условия найма рабочих и служащих на отдельных предприятиях устанавливались коллективным договором, заключенным между профсоюзом и нанимателем — органом управления предприятием, организацией, учреждением. | А) разрешил заключать трудовой договор как в устной, так и в письменной форме; б) установил обязанность администрации предприятия объявлять работнику под расписку приказ о его принятии на работу; в) признал, что фактическое допущение работника к работе рассматривается как заключение трудового договора независимо от того, был ли оформлен прием надлежащим образом или нет; |
- Порядок увольнения
| а) увольнение допускалось в следующих случаях: — полной или частичной ликвидации предприятия, — при упразднении отдельных обязанностей или работ, — приостановки работ на срок более месяца, — явной непригодности к работе, — по желанию самого трудящегося; б) о предстоящем увольнении работник предупреждался за 2 недели. | КЗОТ разрешал расторгать трудовой договор как по инициативе работника, так и нанимателя: а) устанавливался исчерпывающий перечень оснований увольнения работников по инициативе нанимателя: — объективные обстоятельства, обусловленные полной или частичной ликвидацией предприятия; — приостановление работ на срок более одного месяца; — дисциплинарные проступки, совершенные работником (неявка на работу более трех дней подряд, систематическое неисполнение трудовых обязанностей и др.); б) решение о расторжении трудового договора нанимателем принималось самостоятельно и, как правило, без согласия профсоюзного органа; в) согласие профсоюзного органа при увольнении по инициативе нанимателя требовалось лишь для увольнения членов профсоюзного комитета. | а) администрация предприятия не могла уволить работника ранее двухнедельного срока со дня подачи заявления об увольнении без его согласия; б) при увольнении работника администрация по истечении двухнедельного срока не могла задерживать расчет с работником и отказывать в выдаче трудовой книжки; в) в случае невыполнения администрацией этой обязанности работник имел право прекратить работу и обратиться с заявлением в народный суд; г) по решению суда администрация предприятия должна была выплачивать работнику среднюю заработную плату за все время незаконного удержания трудовой книжки. |
- Рабочее время
| а) не могло превышать 8 дневных или 7 ночных часов; б) составляло 6 часов для лиц, не достигших 18 лет, а также для занятых в особо тяжких отраслях труда; в) время перерыва в рабочее время не включалось; г) перерыв должен был иметь место не позднее как через 4 часа после начала работы и продолжительность его не могла быть менее 0,5 часа и более 2 часов. | По вопросам рабочего времени КЗОТ 1922 г. воспроизводил нормы КЗОТа 1918 г.: а) продолжительность рабочего времени вновь устанавливалась в 8 часов; б) 6-часовой рабочий день устанавливался: — для лиц в возрасте от 16 до 18 лет; — лиц, занятых на подземных работах; — лиц, занятых умственным или конторским трудом; в) при работе в ночное время продолжительность рабочего дня сокращалась на один час; г) сверхурочные работы допускались лишь в особых исключительных случаях и подлежали дополнительному вознаграждению: — общее количество сверхурочных работ ограничивалось 120 часами в год; — использование сверхурочных работ в течение двух дней подряд не должно было превышать 4 часов. | КЗОТ предоставлял работнику право на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю: а) устанавливались по соглашению с администрацией предприятия; б) за работником сохранялся ежегодный оплачиваемый отпуск; в) сохранялись надбавки за выслугу лет, исчисление трудового стажа. |
- Время отдыха
| а) всем трудящимся предоставлялся непрерывный еженедельный отдых продолжительностью не менее 42-х часов; б) накануне дней отдыха обычный рабочий день всех трудящихся сокращался на 2 часа; в) лицам, проработавшим непрерывно не менее 6 месяцев, предоставлялся двухнедельный отпуск; проработавшим непрерывно не менее одного года — месячный; г) производство платных работ во время отпуска воспрещалось. | а) гарантировался каждому отпуск продолжительностью не менее двух недель; б) устанавливалось семь праздничных дней в году; в) разрешалось дополнительно устанавливать праздничные дни (не свыше 10 в году) в соответствии с местными условиями, составом населения, народными праздниками. | КЗОТ предусматривал предоставление дополнительных отпусков как поощрение за выполнение государственных или общественных обязанностей для работающих подростков в возрасте до 18 лет предусматривалось предоставление отпуска продолжительностью один календарный месяц и в летнее время; работникам, совмещающим работу с обучением на вечерних и заочных отделениях учебных заведений, предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска; |
- Испытательный срок
| а) устанавливались сроки испытания: — для рабочих — не более 6 дней;
— для неквалифицированных служащих — 2 недели; — для квалифицированных служащих — 1 месяц; б) в зависимости от результатов испытания производилось либо окончательное принятие на работу, либо отчисление с уплатой вознаграждения за время испытания; в) лицо, не принятое окончательно на работу, могло обжаловать непринятие в свой профсоюз. | Повторяет нормы КЗоТ 1918 г. | А) закрепил перечень лиц, которым не может устанавливаться испытательный срок по работе; б) установил право работника обжаловать в народном суде решение администрации предприятия об освобождении от работы в случае неудовлетворительного результата испытания. |
- Охрана труда
| а) возлагалась на инспекцию труда, технических инспекторов и представителей санитарного надзора; б) несоблюдение охраны труда наказывалось привлечением к уголовной ответственности. | возлагалась на инспекцию труда и органы санитарно-промышленного и технического надзора. | Постоянный контроль за соблюдением работниками всех требований инструкций по охране труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций. |
- Социальное страхование
| Заменил систему социального страхования системой социального обеспечения | КЗОТ заменил систему государственного социального обеспечения системой социального страхования: а) страховые фонды образовывались за счет страховых взносов предприятий, организаций, учреждений, пользующихся наемным трудом; б) запрещалось страховые взносы вычитать из заработной платы работников; в) в социальное страхование входило: — оказание лечебной помощи; — выдача пособий по временной утрате трудоспособности; — выдача дополнительных пособий на кормление ребенка, предметы ухода; — выдача пособий по безработице; — выдача пособий по инвалидности; - выдача пособий членам семьи умершего работника или безвестно отсутствующего. | Все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования. |
- Права профсоюзов
| Наделил широкими правами профсоюзные организации по вопросам найма, увольнения, оплаты труда, разработки тарифов и тарифных положений. | профсоюзы наделялись широкими правами в области защиты интересов и трудовых отношений рабочих и служащих: — наблюдать за точным исполнением администрацией предприятий норм по охране труда, социальному страхованию, выплате заработной платы, правил санитарии и гигиены; — содействовать государственным органам охраны труда; | Расширялись права профсоюзных организаций: а) осуществляли надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда; б) совместно с администрацией принимали участие в решении вопросов труда и заработной платы; в) заключали от имени трудового коллектива коллективные договоры на предприятиях; г) рассматривали конфликты работника с администрацией предприятия. |